Эксклюзив: Основные причины успеха реформ и открытости Китая — смелость и политическая воля — заместитель директора ИДВ РАН А. В. Островский

Пекин, 25 июня /Синьхуа/ — Основной причиной быстрого развития и позитивных изменений в Китае в период реформ и открытости стала политическая воля страны, которая не побоялась начать реформы. Об этом заявил заместитель директора Института Дальнего Востока РАН, руководитель Центра социально-экономических исследований Китая А. В. Островский в интервью корр. Синьхуа

Специалист отметил, что в конце 70-х годов прошлого века перед началом реформ Китай был одной из беднейших стран и по основным социально-экономическим показателям не входил в первую сотню стран мира. В силу этого Китай имел небольшой политический авторитет на мировой арене. Руководители КНР правильно оценили ситуацию и определили решающее звено для укрепления государственной мощи страны и усиления позиций на мировой арене.

По его словам, было принято решение начать экономические реформы, чтобы усилить экономическую мощь государства и существенно повысить жизненный уровень народа. К концу 70-х гг. уже стало ясно, что этого не удастся достичь с помощью командно-административных методов управления экономикой. Китайские ученые-экономисты стали изучать опыт экономического развития по всему миру. В конце 70-х — начале 80-х гг. был всесторонне изучен опыт развития стран, экономика которых была разрушена после 2-й мировой войны — Японии и ФРГ, а также опыт экономического развития различных социалистических стран во 2-й половине ХХ века. Были всесторонне изучены все модели развития, которые предполагали сочетание плана и рынка — от «косыгинских» реформ в СССР до польской, чешской, венгерской и югославской моделей экономического развития.

«В результате Китай в конце 70-х — начале 80-х гг. стал вырабатывать свою модель экономического развития по переходу к рыночной экономике при сохранении уже созданной в годы плановой экономики основы. Был сделан важный теоретический вывод, что необходимо отказаться от государственного контроля за всем процессом производства, а контролировать только финансово-экономические результаты управления предприятиями различных форм собственности и отказаться от мелочной опеки всех предприятий», — отмечает А. В. Островский .

Реформа началась в сельском хозяйстве и деревне, где от производителей сельскохозяйственной продукции стали требовать результатов через систему подворного подряда, что и послужило основой для создания элементов рыночной экономики в стране, которые постепенно распространялись на различные отрасли народного хозяйства и из деревни — в город.

Отвечая на вопрос о главных достижениях развития Китая за последние 40 лет, А. В. Островский отметил: «Безусловно, главным достижением развития Китая стало стремительное социально-экономическое развитие страны. Уже к 1995 году была выполнена поставленная на XII съезде КПК задача по увеличению валовой продукции промышленности и сельского хозяйства в 4 раза по сравнению с 1980 годом. Ранее достичь этой цели планировалось к 2000 году. В дальнейшем темпы экономического роста КНР стали превышать 10 проц. в год и в настоящее время КНР фактически не снижает темпы экономического развития».

При этом заметно вырос жизненный уровень населения. Если в начале 80-х гг. средняя зарплата в Китае составляла примерно 60 юаней в месяц, а пределом мечтаний для жителей страны было приобретение швейной машины, велосипеда, вентилятора и радиоприемника, то в настоящее время средняя зарплата в Китае — 4000 юаней в месяц. При этом если в 80-е гг. в среднем на одного человека приходилось 6-8 кв.м жилой площади, то сегодня — 30-40 кв. м, если раньше все ездили на велосипедах, то сегодня весь Китай заполнен легковыми машинами

«Основной причиной быстрого развития и позитивных изменений в Китае в период реформ и открытости стала политическая воля лидеров страны, которые не побоялись начать реформы. Сначала они проходили в виде экспериментов в сфере открытости страны внешнему миру /развитие СЭЗ в Шэньчжэне, Чжухае, Сямыне, Шаньтоу/, затем различные эксперименты в сельской местности /опыт юга Цзянсу, Вэньчжоу/, в различных городах /Чанчжоу, Шанхай/, в различных отраслях промышленности». — отметил заместитель директора Института.

Руководство КНР проводило точечные эксперименты в различных отраслях экономики, округах, уездах, отдельных производственных коллективах. Проводились совещания, подводились итоги этих экспериментов, на которых принимались решения по проведению реформ в масштабах всей страны — распространить реформы на всю страну или только в рамках отдельных отраслей или территорий. В результате была выработана та модель экономического развития, которая соответствовала основным территориальным, природным, экономическим и социальным условиям страны.

Говоря о перспективах реформ в Китае и укреплении сотрудничества с Россией, А. В. Островский подчеркивает: «До начала реализации инициативы «Один пояс — один путь», которая обозначает дальнейшее углубление реформ и открытости, процесс расширения торгово-экономического сотрудничества шел однобоко и был направлен на страны Азиатско-Тихоокеанского региона — США, Японию, Республику Корея и ряд стран Евросоюза: Германию, Францию, Великобританию, Голландию. После вступления КНР в ВТО резко вырос объем торгово-экономического сотрудничества и усилились позиции КНР в мировой экономике».

Однако, по его словам, значительная часть стран Азии, Африки, Латинской Америки и стран СНГ, включая Россию, оказались в стороне от этих процессов. «Основной причиной этого было слабое развитие инфраструктуры во всех этих странах. С помощью реализации инициативы «Один пояс — один путь» появилась возможность подключить эти страны к мировой инфраструктуре. Во многих странах в рамках китайской инициативы «Один пояс — один путь» стали строиться железные и автомобильные дороги, аэродромы, финансовые системы, информационная инфраструктура, что позволит стимулировать интеграционные процессы в Евразии и будет способствовать дальнейшему развитию российско-китайского сотрудничества», — заключил А. В. Островский.

Добавить комментарий