Пекин, 28 ноября /Синьхуа/ — По состоянию на 27 ноября кассовые сборы китайских кинотеатров в 2024 году достигли 40 млрд юаней /5,56 млрд долл. США/, свидетельствуют данные китайской киноплатформы «Маоянь» /Maoyan/.
Хотя этот показатель снизился на 21 проц. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, аналитики, тем не менее, с оптимизмом смотрят на постоянно растущий отечественный кинорынок благодаря его устойчивости и пока еще не полностью раскрытому потенциалу.
СИЛЬНЫЙ СТАРТ
В первой половине года кинорынок демонстрировал уверенную динамику, чему способствовали высокие показатели в период крупных праздников. Так в период праздника Весны или Чуньцзе, традиционного китайского Нового года, который в этом году китайцы праздновали с 10 по 17 февраля, были достигнуты особенно впечатляющие результаты: вышли четыре фильма, оказавшиеся в пятерке самых прибыльных за год. Недаром праздник Весны считается самым урожайным периодом для киноиндустрии.
К числу этих 4 самых кассовых кинолент относится, в частности, комедия «ЙОЛО» /»YOLO»/ режиссера Цзя Лин, рассказывающая историю тучной безработной женщины в возрасте 30 лет, решившей изменить свою жизнь с помощью бокса, комедийная драма «Пегас 2» /»Pegasus 2″/ режиссера Хань Ханя, повествующая об автолюбителе, ставшем профессиональным гонщиком, преодолев физические, финансовые и даже психологические преграды. Эти два фильма стали самыми кассовыми кинолентами года, заработав примерно по 3,4 млрд юаней каждый.
Однако, летний сезон, длившийся с июня по август, оказался для китайской киноиндустрии не таким радужным, как зимний. За этот период времени было зарегистрировано падение кассовых сборов на 44 проц. в годовом исчислении. В выходные дни по случаю Дня образования КНР в октябре сборы от прокатов фильмов были стабильными, но ничем не примечательными. Между тем, другие, непиковые периоды по-прежнему сопровождались низкой доходностью.
«Рынок развивается на фоне колебаний», — отметил агентству Синьхуа аналитик «Маоянь» Лай Ли, добавив, что в пиковые периоды, такие как праздник Весны, по-прежнему наблюдается высокий спрос со стороны аудитории.
КОМЕДИИ ДОМИНИРУЮТ
По мнению Чэнь Цзиня, аналитика киноплатформы Beacon, в 2024 году самым популярным жанром стала комедия. По его словам, фильмы, в которых ставка была сделана на юмор, заработали в общей сложности почти 20 млрд юаней, что составляет половину от общих годовых кассовых сборов на сегодняшний день.
В совместном докладе, подготовленном Китайской ассоциацией кинематографистов и Beacon, отмечается изменение предпочтений аудитории в 2024 году, в том числе рационализация расходов, усиление конкуренции со стороны других развлекательных заведений и замедление роста расходов, связанных с кино.
Ссылаясь на анализ, в отчете также высказывались опасения по поводу того, что у молодежи еще не в полной мере выработалась регулярная привычка ходить в кино.
«Формирование у молодых людей постоянной привычки ходить в кино — жизненно важно для долгосрочного роста индустрии», — отметил Жао Шугуан, президент Китайской ассоциации кинокритиков, в интервью агентству Синьхуа.
В отчете содержится призыв к отрасли извлечь выгоду из уникальной привлекательности кинематографа.
«Фильмы должны повышать свою ценность за счет количества, качества и разнообразия для того, чтобы вернуть зрителей к киноэкранам и сохранять их интерес к кино», — говорится в докладе.
ИМПОРТНЫЕ ФИЛЬМЫ
Китайские фильмы продолжали доминировать на рынке, так как в настоящее время восемь из 10 самых кассовых фильмов года являются отечественными. Голливудский блокбастер «Годзилла и Конг: Новая империя» /»Godzilla x Kong: The New Empire»/ и японский фантастический мультфильм «Мальчик и птица» /»The Boy and the Heron»/ стали самыми успешными зарубежными фильмами в этом году, заняв в рейтинге девятое и десятое места, а также заработав 957 млн юаней и 791 млн юаней соответственно.
Хотя голливудские фильмы уже больше не приносят такую кассу, как десять лет назад, но они, наряду с другими качественными зарубежными фильмами, продолжают обогащать разнообразие предложения в Китае.
Жао Шугуан подчеркнул важность углубления сотрудничества с мировым кинематографом. «Нам необходимо активизировать обмен с мировой киноиндустрией и заимствовать больше фильмов различных жанров из разных стран, — сказал он. — Такой подход не только отвечает рыночному спросу, но и дает китайским кинематографистам возможность учиться и черпать вдохновение».
По мере того как 2024 год подходит к концу, внимание зрителей переключается на последний сезон показа фильмов, который продлится с 22 ноября по 31 декабря. В настоящее время кассовые сборы в ноябре возглавляет фильм «Веном: Последний танец» /»Venom: The Last Dance»/, за ним расположился фильм-катастрофа «Радиоактивные осадки цезия» /»Cesium Fallout»/ и «Ее история» /»Her Story»/.
В этот период также состоится китайская премьера диснеевского мультфильма «Моана 2» /»Moana 2″/, индийской драмы «Махараджа» /»Maharaja»/ и отечественного фильма «Осьминог со сломанными ногами» /»Octopus with Broken Arms»/. Будем надеяться, что киноновинки будут способствовать дальнейшему росту оборота кинорынка, благодаря чему 2024 год закончится на позитивной ноте.