Расширение порта Зарубино будет способствовать возрождению Севморпути

Пекин, 13 октября /Синьхуа/ — Некоторое время назад Китай и Россия договорились о расширении на побережье Японского моря порта Зарубино. Это, по мнению экспертов, не только позволит в более короткие сроки сформировать в Северо-Восточной Азии транспортные коридоры, но и будет способствовать возрождению Северного морского пути /СМП/.

В мае этого года в рамках прошедшего в Шанхае совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии /СВМДА/ правительство провинции Цзилинь /Северо-Восточный Китай/ и российский холдинг «Сумма» подписали рамочное соглашение о строительстве в Зарубино многофункционального порта.

Президент холдинга Александр Винокуров недавно заявил, что совместный проект предусматривает создание 12-15 новых причалов на основе действующих 4. Годовой грузооборот Зарубино по окончании строительства достигнет 60 млн тонн. Общий объем инвестиций оценивается в 3 млрд долл США.

Зарубино — незамерзающий порт, расположенный на побережье Приморского края РФ в бухте Троицы всего в 60 км от крупного транспортного узла — г. Хуньчуня /пров.Цзилинь/. В настоящее время из провинции Цзилинь через Зарубино осуществляется транзит зерна, угля, древесины и смешанных грузов.

Порт Зарубино открывает для китайской провинции Цзилинь выход к морю и ускоряет развитие инфраструктуры в Северо-Восточной Азии.

«Чтобы осуществить национальную стратегию создания экономического пояса «Шелкового пути» и морского «Шелкового пути 21-го века», Северо-Восточный Китай должен соединить железные дороги с Транссибирской магистралью и сформировать маршруты сквозных перевозок по воде и суше», — считает директор института по изучению Северо-Восточной Азии Цзилиньского университета Юй Сяо.

Арктические льды начинают стремительно таять, и в связи с этим Северный морской путь вызывает все больше интереса у мировых перевозчиков. Порт Зарубино, в свою очередь, может стать для российских и зарубежных судов восточной базой на СМП.

Севморпуть — кратчайший морской путь вдоль северного побережья России от Карских ворот до Берингового пролива. В 1991 году СМП был открыт для коммерческого судоходства, но его потенциал еще не полностью реализован.

Данные показывают, что в 2012 году СМП воспользовались 46 судов, объем перевозок составил 1,26 млн тонн. В 2013 году по этому маршруту прошло 71 судно. Несмотря на незначительные цифры, этот маршрут имеет широкие перспективы.

По словам начальника Центра по обеспечению судоходства в Восточно-Китайском море Министерства транспорта КНР Ван Хэсюня, использование СМП позволяет судну сократить маршрут на 25-55 процентов по сравнению с традиционными коридорами перевозок грузов из китайских портов на севере Шанхая в порты Западной Европы, Северного моря и Балтийского моря.

В августе 2012 года китайское научно-исследовательское судно «Сюелун» /»Снежный дракон»/ впервые в истории прошло по СВМ, а уже летом 2013 года корабль «Юншэн» Китайской компании океанских перевозок /COSCO/ успешно выполнил свое первое плавание по этому маршруту.

Согласно выводам ученых, каждые десять лет Арктика теряет до 11,5 проц льдов. Если тенденция продолжится, то после 2030 года летом Арктика будет полностью свободна ото льда.

В соответствии с прогнозами Министерства транспорта России в ближайшие годы роль и значение СМП будут неуклонно расти. К 2020 году объем перевозок превысит 30 млн тонн, а к 2030 году на СМП будет приходиться до 25 проц перевозок грузов между Азией и Европой.

Президент России Владимир Путин в апреле 2014 году поручил выработать оптимальную экономическую модель развития СМП, чтобы уже к 2015 году повысить его грузооборот до 4 млн тонн. Для этого он потребовал ускорить строительство новых атомных и дизельных ледоколов, на всем протяжении СМП завершить создание современной инфраструктуры навигации, связи, технического обслуживания, оказания экстренной помощи.

«В Арктике России предстоит приспосабливаться к сотрудничеству с Китаем», — отметил ведущий научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН Александр Ларин и добавил, что Россия могла бы вместе с Китаем организовать пункты снабжения судов, проходящих по Северному морскому пути. Не исключено создание совместных полярных станций, которые следили бы за ледовой обстановкой и метеоусловиями, а в будущем — привлечение Китая к освоению полезных ископаемых, прежде всего углеводородов. -0-

Добавить комментарий