Специальный репортаж: «Когда закончится реконструкция пути, я поеду в Синьцзян»

Алматы, 17 октября /Синьхуа/ — Даулет круглый год занимается перевозками, но о дороге, соединяющей город Алматы на юге Казахстана с городом Хоргос на китайско-казахстанской границе, знает очень и очень многое. Даулету едва удается скрыть волнение по поводу активной реконструкции этого важного транспортного пути.

«Сейчас дорога занимает восемь-девять часов, а после реконструкции потребуется всего четыре-пять часов! Хотя я часто бывал на китайско-казахстанской границе, в самом Китае никогда не был. Реконструкция закончится и я поеду в Синьцзян, ведь мечтаю об этом уже много лет».

В Алматы много людей, которые думают так же, как Даулет. Хотя расстояние между городом и Синьцзяном не назовешь большим: люди на машинах ездят в Синьцзян за покупками или просто попутешествовать, но из-за плохих дорожных условий большинство все же вынуждены отказаться от подобных поездок.

Являясь частью автомагистрали «Западная Европа — Западный Китай» /сокр. ЗЕ-ЗК/, дорога от Алматы до Хоргоса интенсивно реконструируется, на всем протяжении пути ведется строительство, работают экскаваторы и дорожные катки. На месте ухабистой дороги появляется широкая и ровная скоростная магистраль.

На востоке автомагистраль ЗЕ-ЗК берет свое начало в г. Ляньюньган, на западе — простирается до второго крупнейшего российского города Санкт-Петербурга. Трасса соединена с европейской сетью шоссейных дорог. Общая протяженность автомагистрали составляет более 8400 км. Длина казахстанского участка — 2700 км. После завершения строительства время транспортировки товаров из Китая в Европу сократиться с 40 дней по морю до 10 дней по суше, что значительно снизит себестоимость перевозок.

Автомагистраль ЗЕ-ЗК — лишь один из аспектов сотрудничества Китая и Казахстана в области транспортной инфраструктуры последних лет. В последние годы Казахстан стремится стать транспортным узлом, соединяющим европейскую и азиатскую часть материка, а также центром транзитных перевозок. Инициатива Китая по созданию «Экономического пояса Шелкового пути» хорошо вписывается в новую экономическую политику Казахстана «Нурлы жол» или «Светлый путь». Китайская инициатива получила живой отклик, а сотрудничество двух стран в сфере транспортной инфраструктуры стремительно продвигается во всех отношениях.

Помимо строительства автомагистрали ЗЕ-ЗК, заметные успехи имеются и в сотрудничестве в области железнодорожного транспорта. На поезде от Алматы до пограничного пункта Достык руководитель отдела логистики и перевозок «Казахстанских железных дорог» А. Уркимбаев рассказал нам о блестящих перспективах сотрудничества в сфере железнодорожного транспорта между Казахстаном и Китаем.

По его словам, из-за экономического спада объем железнодорожных товарных перевозок на территории Казахстана в прошлом году явно сократился по сравнению с предыдущим периодом, однако прибыль компании не падает, а напротив, растет. Это происходит благодаря увеличения количества рейсов, перевозящих китайские товары через Казахстан. Особенно значительный рост наблюдается в течение последних двух лет.

По словам Уркимбаева, рост числа товарных рейсов сближает отношения Китая и Казахстана. В мае 2014 года в порту Ляньюньган была официально введена в строй первая очередь казахстанского логистического терминала, Казахстан впервые в истории получил выход к Тихому океану. Пять стран Центральной Азии обрели возможность транзита и перевалки грузов, а также важную платформу торговли во всех направлениях. В феврале 2015 года из китайско-казахстанского логистического парка Ляньюньган вышел прямой поезд на Алматы. В декабре того же года из этого парка отправился первый рейс Ляньюньган-Казахстан-Европа. В последнее время непрерывно открываются и функционируют международные товарные рейсы, соединяющие Китай и Казахстан: Чунцин-Синьцзян-Европа, Ухань-Синьцзян-Европа, Чжэнчжоу-Синьцзян-Европа, Иу-Синьцзян-Европа, Иу-Иран. Стремительно разрастается логистическая сеть, окутывая евразийский континент.

В условиях стремительного развития сотрудничества в областях автомагистралей и железных дорог взаимодействие в сфере авиаперевозок тоже не отстает: непрерывно открываются и функционируют воздушные трассы, связывающие Казахстан с китайскими городами Санья, Иньчуань и Сиань. China Southern Airlines заявила, что, начиная с октября 2015 года, число еженедельных рейсов Урумчи-Казахстан увеличится с 10 до 15. Все казахстанские авиакомпании рассчитывают в ближайшем будущем расширить географию своих рейсов в Китай в два раза. По данным статистики Казахстана, в последние три года объем воздушных пассажирских перевозок с КНР вырос на 81 проц.

По мере укрепления коммуникаций между Казахстаном и Китаем, жители обеих стран начинают получать реальную пользу. Продовольственная корзина простых жителей Алматы становится разнообразней. На полках местных рынков появляются китайские овощи: душистый лук, пекинская миникапуста, стрелки чеснока, вигна китайская, чечевица, яблоки «Фуши». Ушли в прошлое те дни, когда местные жители в зимний период могли довольствоваться только белокочанной капустой и картошкой с морковкой. При этом на огромный китайский рынок поступают многие качественные казахстанские продукты и продукция сельского хозяйства: шоколад, пищевое масло, верблюжье молоко, казы «колбаса из конины», пшеничная мука и пшеница. Все это появляется на столе у простых китайцев. Выход на китайский рынок и экспорт в Китай продукции сельского хозяйства приносят Казахстану солидный доход.

По словам профессора Казахстанского национального университета им. аль-Фараби Сейлбека Мусатаева, бурное развитие китайско-казахстанского сотрудничества в сфере коммуникаций и транспорта говорит о жизнеспособности «Экономического пояса Шелкового пути». В появляющихся вдоль пути по мере его строительства школах, больницах и дорогах создается множество рабочих мест для местных жителей, а жители Казахстана на собственном опыте могут ощутить ту пользу, которую приносит «Экономический пояс Шелкового пути».

Добавить комментарий