Китай и Узбекистан идут по пути совместного строительства «пояса и пути» — посол Сунь Лицзе

Ташкент, 29 апреля /Синьхуа/ — Китайское правительство опубликовало «Концепцию и план действий по содействию совместному строительству «экономического пояса Шелкового пути» и «морского Шелкового пути 21-го века». В связи с этим посол КНР в Узбекистане Сунь Лицзе подробно прокомментировал содержание данного документа корреспонденту ИА Синьхуа в Ташкенте.

«Это первый официальный документ, изданный после выдвижения инициативы «пояса и пути», которая привлекла внимание всего мира. В документе подробно изложен фон эпохи, принципы и основные концепции совместной работы, а также приоритеты и механизмы сотрудничества и т.д.; обозначены направления и задачи совместного строительства «пояса и пути», отражены его характеристики», — отметил посол.

В концепции «пояса и пути» идея мирного сосуществования занимает особое место. Согласно документу, основными положениями строительства «пояса и пути» являются «строгое следование принципам и целям Устава ООН, соблюдение пяти принципов мирного сосуществования, а именно: взаимного уважения суверенитета и территориальной целостности, ненападения, невмешательства во внутренние дела, равенства и получения взаимной выгоды». «Хочу отметить, что данные пять принципов мирного сосуществования были инициативой Китая, которые не только стали играть руководящую роль для КНР в ходе ее общения с другими странами, но и стали общепризнанными нормами поведения в международных отношениях. Закрепление пяти принципов в строительстве «пояса и пути» отражает доброе желание китайского правительства по охране и продвижению мира», — заявил Сунь Лицзе.

Проект «пояса и пути» ставит своей целью совместное развитие. В современном мире судьбы всех стран тесно связаны, а каждое из государств черпает силы для собственного развития в общем прогрессе. «Пояс и путь», пересекая Азию, Европу и Африку, ставит целью создать новое связующее звено между восточноазиатской и европейской экономиками, задействовать колоссальный потенциал всех стран вдоль данного пути, открыв им больше возможностей разделять выгоды развития двух крупнейших региональных экономик. Именно исходя из этих соображений, инициатива «пояса и пути» не ограничивает себя конкретными географическими рамками. Она приветствует активное участие всех стран, международных и региональных организаций в целях достижения общей выгоды.

Ядром «пояса и пути» является открытое сотрудничество. Данный проект даже по консервативным подсчетам маршрута древнего Великого шелкового пути охватывает десятки стран. Реализация общего развития в столь широком масштабе была бы невыполнимой в одиночку для любой из стран. Именно поэтому, как отметил председатель КНР Си Цзиньпин, «пояс и путь» является «не сольным выступлением Китая, а хором голосов всех стран вдоль данного пути». В хоре, следственно, имеют место разнообразие, координация и взаимодействие. «Уверен, что страны с самобытными культурами, разными уровнями развития, типами социального строя и в разной степени наделенные природными ресурсами, смогут полностью раскрыть преимущества и потенциал, и в один голос исполнить прекрасную песню об открытом сотрудничестве и общем развитии», — добавил посол.

«Пояс и путь» — практическая программа к действию. В документе обозначены инфраструктурное строительство, промышленные инвестиции, освоение ресурсов, торгово-экономическое и финансовое сотрудничество, гуманитарные обмены, защита окружающей среды и сотрудничество на море, — всего 8 приоритетных направлений взаимодействия. Также выделена особая роль 10 многосторонних механизмов, таких как Шанхайская организация сотрудничества /ШОС/, Китай-АСЕАН /формат «10+1″/ и т.д. В рамках пяти пунктов основного содержания сотрудничества выделяются политическая координация, инфраструктурная взаимосвязь, беспрепятственная торговля, свободное передвижение капитала и укрепление дружбы народов. Тем самым выработаны четкие цели и ориентир. Уже год Китай, будучи инициатором, принимает активные меры по формированию руководящей группы для продвижения данной инициативы, а также создания Азиатского банка инфраструктурных инвестиций и Фонда Шелкового пути. Полным ходом также движется и подготовительная работа по расширению открытости и сотрудничества со стороны всех провинций и регионов Китая. Постоянно развивающийся Китай готов внести больший вклад в строительство «пояса и пути», а также в содействие развитию азиатских, европейских и африканских стран.

Ценральноазиатский регион является первой остановкой на «экономическом поясе Шелкового пути» и одним из важнейших партнеров по формированию и укреплению взаимосвязи с сопредельными странами. Он играет неотъемлемую роль в продвижении «пояса и пути» на запад. Выдвижение инициативы по совместному созданию «экономического пояса Шелкового пути» председателем Си Цзиньпином во время визита в центральноазиатские страны учитывало как важное расположение региона, так и огромный потенциал его развития.

Республика Узбекистан, находясь в центральной части среднеазиатского региона, издавна служила важным узлом на древнем Великом шелковом пути. В древнекитайской литературе часто упоминались такие города, как Самарканд, Бухара и Хива. На протяжении многих столетий вдоль древнего караванного пути тянулись следы посланников, торговцев и ученых. Таким образом, Великий шелковый путь не только связывает историю Китая и Узбекистана, но и соединяет чувства и надежды народов обеих стран. Президент И. Каримов озвучил инициативу по возрождению Великого шелкового пути еще в 90-е годы прошлого века. В 1999-м году он отметил: «Сегодня, в век глобализации, в век динамичного развития процессов интеграции между странами и целыми регионами, реализация идеи возрождения Великого шелкового пути бесспорно служит делу укрепления мира и стабильности, развитию общественного прогресса, экономического роста и повышения уровня благополучия людей». Его инициатива полностью совпадает с изложенным в документе мнением — «возродить древний Великий шелковый путь, установить более тесные связи между странами Азии, Европы и Африки, поднять новую форму взаимовыгодного сотрудничества на новую историческую высоту».

Китайско-узбекское многоплановое сотрудничество в последние годы стремительно развивается, особенно после установления отношений стратегического партнерства между двумя государствами. Телефонный разговор, проведенный председателем Си Цзиньпином с И. Каримовым в марте по случаю переизбрания последнего на пост президента РУ, лишний раз подтверждает высокий уровень взаимной политической поддержки. Двусторонний товарооборот за 2014-й год, составивший четыре с лишним млрд долларов США, увеличился более чем в семь раз за 10-летний период. Китай уже долгое время занимает первое место среди партнеров Узбекистана по объему инвестиций. Успешно ведется работа по совместному строительству ряда таких важных проектов, как газопровод «Китай—Центральная Азия» и железнодорожного туннеля «Ангрен-Пап», которые способствуют сотрудничеству в сферах энергетики, транспортной коммуникации, химической промышленности и высоких технологий. Открыто пассажирское и грузовое авиасообщение между китайскими городами Пекин, Гуанчжоу, Урумчи и столицей Узбекистана Ташкентом. В конце прошлого года в Самарканде был создан второй в Узбекистане Институт Конфуция, а в Китае сделали первые шаги по изучению Узбекистана и преподаванию узбекского языка. Открываются новые перспективы сотрудничества и в областях туризма, культурного обмена и даже археологических раскопок.

«Китай и Узбекистан идут по правильному пути совместного создания «экономического пояса Шелкового пути», а сотрудничество между двумя странами в различных областях динамично развивается. Уверен, что подписание вышеуказанного документа придаст китайско-узбекскому сотрудничеству новый мощный импульс, обогатив традиционные связи между двумя древними цивилизациями на Великом шелковом пути блеском нового века», — резюмировал глава дипмиссии КНР в Ташкенте. —0—

Добавить комментарий