Концепция «пояс и путь» предоставит странам Центральной Азии возможность расширить международное сотрудничество

Пекин, 26 января /Синьхуа/ — После выдвижения лидером Китая стратегической концепции «пояс и путь» /экономический пояс Шелкового пути и морской Шелковый путь 21-го века/ страны Центральной Азии, расположенные вдоль Великого шелкового пути, стали привлекать взоры всего мира. Создание экономического пояса Шелкового пути, одного из крупнейших экономических коридоров в мире, непременно предоставит центральноазиатским странам еще более широкое пространство для развития.

Великий шелковый путь, рассматриваемый как составная часть мировой истории обменов, всегда привлекает внимание. 20 лет назад Япония разработала новую стратегию «Дипломатия Шелкового пути», в 2011 году США предлагали план «Новый шелковый путь» с центром в Афганистане.

В нынешний период процесс экономической глобализации и интеграции экономики в регионе ускоряются, перед странами Центральной Азии стоят тяжелые задачи трансформации экономики и наращивания государственной мощи.

Председатель КНР Си Цзиньпин в августе 2014 года в своем выступлении в Монголии отметил, что Китай готов предоставить сопредельным странам возможность и пространство для совместно развития.»Добро пожаловать в вагон поезда, на котором Китай следует по пути развития».

Концепция «пояс и путь», нацеленная на расширение экономического сотрудничества, соответствует актуальным потребностям стран вдоль Шелкового пути в развитии, что создает благоприятные условия для налаживания сотрудничества между ними и Китаем. Страны Центральной Азии могут воспользоваться шансом «поехать на поезде Китая».

Пять стран Центральной Азии — Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан, Таджикистан и Туркменистан — общей площадью 4 млн кв. км находятся в важном пункте, соединяющем Азию и Европу, через который проходил Великий шелковый путь. Пять стран с общей численностью населения более 60 млн человек обладают богатыми энергетическими и природными ресурсами.

Торговые и культурные связи между Китаем и странами Центральной Азии начались в древности. Великий шелковый путь, проспект имени Дэн Сяопина в столице Кыргызстана, ахалтекинские лошади Туркменистана стали свидетелями двухтысячелетних обменов между ними. Это сформировало гуманитарную и общественную основу для развития экономического пояса Шелкового пути.

Центральная Азия находится в центре Евразийского континента и не имеет выхода к морям, что в определенной степени ограничивает развитие экономик центральноазиатских стран. Создание экономического пояса Шелкового пути не только предоставит возможность сделать Центральную Азию удобным коридором, соединяющим Азиатско-Тихоокеанский регион и Европу, но и будет способствовать расширению связей стран Центральной Азии с внешним миром.

Торговый советник посольства Таджикистана в КНР Калон Дамдоров на днях на Втором Китайском новогоднем форуме по вопросам инвестиций за рубеж заявил, что идея возрождения Великого Шелкового пути, выдвинутая Китаем в качестве крупной экономической державы, очень важна для сотрудничества и обменов между странами Центральной Азии. «Осуществление проекта строительства нового Шелкового пути принесет нам большую выгоду. Мы со всей серьезностью подходим к созданию экономического пояса Шелкового пути», — подчеркнул он.

Какие благоприятные шансы принесет Центральной Азии осуществление стратегической концепции «пояс и путь»? С точки зрения экономического сотрудничества, у Китая и центральноазиатских стран существует большая взаимодополняемость ресурсной, производственной структуры и сельскохозяйственных и промышленных продуктов. Благодаря динамичной торговле товарами и услугами масштабы торговли сторон непрерывно расширяются, что стимулирует развитие производства продукции и услуг и повышение занятости в странах региона. Китай является идеальным рынком для стран Центральной Азии — стран с богатыми нефтегазовыми и минеральными ресурсами и дешевой рабочей силой.

Согласно статистическим данным, Китай уже стал крупнейшим торговым партнером для Казахстана и Туркменистана, вторым торговым партнером для Узбекистана и Кыргызстана. КНР также является крупнейшим инвестором для Узбекистана и вторым по величине инвестором в экономики Кыргызстана и Таджикистана. Тесные экономические связи между Китаем и Центральной Азией предоставляют реальную основу для участия Центральной Азии в осуществлении концепции «пояс и путь».

В последние годы заметные сдвиги достигнуты в усилении взаимосвязанности между Китаем и странами Центральной Азии: важной составной частью Азиатско-европейского трансконтинентального моста стала железнодорожная ветка, идущая в Центральную Азию через железнодорожные магистрали Ляньюньган /пров. Цзянсу, Восточный Китай/ — Ланьчжоу /пров. Ганьсу, Северо-Западный Китай/ и Ланьчжоу — Алашанькоу /Синьцзян-Уйгурский автономный район, Северо-Западный Китай/; из Китая открыты прямые авиарейсы в Казахстан, Узбекистан и Таджикистан; в мае 2014 года в портовом городе Ляньюньган /пров. Цзянсу, Восточный Китай/ была запущена первая очередь китайско-казахстанского транспортно-логистического центра и т.д.

Осуществление ряда конкретных мер, в том числе китайских инициатив создания Фонда Шелкового пути и Азиатского банка инфраструктурных инвестиций, позволит пяти странам Центральной Азии и другим сопредельным государствам получить реальную выгоду от реформ и развития Китая. Сейчас стратегическая концепция «пояс и путь» из плана постепенно превращается в реальность. -0-

Добавить комментарий