Харбин, 19 июля /Синьхуа/ — Китайский торговец Лю Танхуэй ранним утром приезжает в свой магазин, расположенный в Оптовом городке российских товаров под названием «Игорь». Здесь ему предстоит заняться сортировкой импортированных из России шоколадных конфет и рассылкой их клиентам во все уголки Китая. В оптовом комплексе полным ходом кипит работа, везде слышится треск скотча — предприниматели упаковывают товар.
Такую картину можно увидеть в Суйфэньхэ — крупнейшем в провинции Хэйлунцзян /Северо-Восточный Китай/ пограничном переходе, имеющем столетнюю историю. Не так давно через Суйфэньхэ в дальневосточные районы России продавались различные дешевые и качественные китайские товары, так что многие россияне называли этот небольшой городок «столицей шопинга на границе».
Однако в 2014 году сильная девальвация российского рубля нанесла небывало серьезный удар по пограничной торговле Суйфэньхэ. Если в самый благоприятный период на Суйфэньхэ приходилась одна десятая часть от общего экспорта Китая в Россию, то в 2015 году объем экспорта здесь упал на 80,4 процента по сравнению с предыдущим годом.
Утихли некогда шумные рынки, где уже редко наблюдается привычный для местных жителей наплыв российских покупателей, стоят без дела машинки для счета банкнот в пунктах обмена валют…
Но жители Суйфэньхэ не опустили руки, очень быстро предприимчивые китайские коммерсанты переключились с экспорта на импорт. В Суйфэньхэ как грибы после дождя начали появляться магазины, специализирующиеся на импорте российских товаров. Местные власти оказывают своевременную политическую поддержку и популяризируют российские товары, помогая местным пограничным торговцам адаптироваться к новым условиям.
В августе 2015 года, в самый разгар колебания обменного курса рубля, в Суйфэньхэ открылся Оптовый городок российских товаров «Игорь». Желая справиться с «кризисом пограничной торговли», администрация оптового комплекса заявила, что в первый год арендаторы освобождаются от уплаты взносов за управление, они должны платить только за воду и электричество, на вторый год, в зависимости от рыночной конъюнктуры, для арендаторов будет предоставлена скидка на взносы за управление. Администрация комплекса также пообещала помогать арендаторам из России в оформлении лицензии на хозяйственную деятельность.
Ряд льготных мер побудил множество торговцев перейти к импортной деятельности, в короткий срок Суйфэньхэ превратился в самую большую в Китае базу по импорту и перепродаже российских товаров.
«Каждый день я отправляю в разные районы страны более 100 посылок с российскими кондитерскими изделиями. В самые напряженные дни все шесть членов моей семьи заняты делом с семи часов утра до восьми часов вечера», — рассказал Лю Танхуэй, владелец магазина «Лунсян».
«80 процентов знакомых мне коллег переориентировали бизнес на импорт продуктов питания. Сейчас я занимаюсь перепродажей кофе МacCoffee российского производства. Годовой объем импорта у меня составляет примерно 210 тонн», — поделилась сведениями менеджер торговой компании «Хаочэн» Сунь Яньцзюань.
Бизнесмен из Владивостока по имени Владислав в начале этого года стал первым российским предпринимателем, получившим лицензию на хозяйственную деятельность в Суйфэньхэ. «Российские товары пользуются широким спросом на китайском рынке. У моего меда уже есть немало постоянных китайских покупателей, поэтому я уже решил переместить производственную базу в Суйфэньхэ», — рассказал Владислав. На данный момент только в Оптовом городке «Игорь» уже зарегистрировано семь российских бизнесменов.
При всем этом не стоит думать, что Суйфэньхэ — очередной большой базар на границе, где работают «челноки» и преобладают некачественные товары. Местные власти, с одной стороны, ведут жестокий контроль за качеством и репутацией российских товаров, было ликвидировано несколько подпольных пунктов по изготовлению фальшивой российской продукции, с другой стороны, они заставляют город играть роль «инкубатора» для развития торговых предприятий.
В качестве примера можно привести сеть супермаркетов «Дунда», которая стремится к созданию сетевых магазинов по продаже фирменных российских товаров. «Только один из наших магазинов способен зарабатывать свыше 100 млн юаней в год. На данный момент сетью наших супермаркетов с тремя тысячами наименований товаров охвачены города Тяньцзинь, Чанчунь, Цзилинь и Дацин», — сказал председатель правления компании Ван Сюедун.
Следует отметить, что на основе усиления торговых связей с соседней Россией, Суйфэньхэ также стремится к расширению своего торгового пространства. 30 марта этого года с санкции торговых и железнодорожных ведомств провинции Хэйлунцзян Суйфэньхэ в сотрудничестве с Дальним Востоком России запустил грузовые перевозки по железнодорожно-морскому маршруту Суйфэньхэ — Владивосток — Республика Корея/Япония.
Хэйлунцзянская компания «Ланьян» /»Синий океан»/ — крупнейшее предприятие по экспорту овощей и фруктов в Россию. С 2014 года в силу девальвации рубля и дороговизны отечественных фруктов и овощей компания терпела большие убытки в экспорте. С открытием названного транспортного маршрута компания рассчитывает постепенно снизить свою зависимость от российского рынка.
Как заявил председатель южнокорейского комитета по экономическому сотрудничеству в Северо-Восточной Азии Ким Сын Хун, новый железнодорожно-морской маршрут позволит предприятиям Республики Корея усилить сотрудничество с Суйфэньхэ.
Уже видны первые позитивные результаты изменений в Суйфэньхэ. К настоящему времени Китайская корпорация океанических перевозок /COSCO/ и Китайская логистическая компания «Чжунчу» /СМST/ выразили намерение сотрудничества с Суйфэньхэ, а Китайское объединение космической науки и промышленности открыло филиал в Суйфэньхэ. Кроме того, после продолжавшегося больше года падения показателей сейчас снова наметился рост объема торговли Суйфэньхэ с Россией как в физическом, так и в стоимостном выражении.