Специальный репортаж: Ускорение темпов китайско-казахстанского торгово-экономического сотрудничества

Алматы, 7 мая /Синьхуа/ — С момента установления дипломатических отношений в 1992 году между Китайской Народной Республикой и Республикой Казахстан отмечается уверенное развитие двустороннего сотрудничества во всех областях. В торговой и инвестиционной сферах наблюдается тенденция бурного развития взаимодействия. В то время как Казахстан прилагает усилия по ускорению темпов экономической трансформации, Китай выступил с инициативой о строительстве Экономического пояса Шелкового пути, что создало новые возможности для углубления взаимовыгодного сотрудничества двух государств в торгово-экономической, инвестиционной и других областях. В настоящее время страны уверенно движутся к цели увеличения годового торгового товарооборота до 40 млрд долларов США.

Новые проекты торгово-экономического сотрудничества

Казахстан является дружественным соседом и стратегическим партнером Китая. В 2013 году объем китайско-казахстанской торговли достиг 28,6 млрд долларов. Китай сейчас занимает место крупнейшего торгового партнера республики.

КНР и Казахстан постоянно открывают новые проекты торгово-экономического сотрудничества: В 2012 году официально был введен в эксплуатацию Международный центр приграничного сотрудничества «Хоргос», построенный совместными усилиями двух государств; некоторые китайские провинции пытаются наладить евразийские логистические маршруты через территорию Казахстана. Провинции Шэньси, Синьцзян-Уйгурский автономный район и другие китайские регионы также планируют создать совместные зоны свободной торговли, направленные на содействие развитию двусторонней торговли с Казахстаном и другими странами региона.

Энергетика — одна из важных сфер китайско-казахстанского взаимодействия. Стороны сотрудничают в поиске, разведке и добыче нефти, природного газа, урановых руд и других полезных ископаемых, а также тесно взаимодействуют в строительстве нефте- и газопроводов.

Страны также координируют действия в областях инфраструктурного строительства, транспорта, перерабатывающей промышленности и электроэнергетики, прилагая усилия по содействию новым сдвигам в сфере коммуникаций, высоких технологий, новых источников энергии и сельского хозяйства.

Новый стимул для расширения транспортно-коммуникационных возможностей

Казахстан находится на стыке Европы и Азии. За последние годы эта страна Центральной Азии прилагает активные усилия по улучшению транспортной инфраструктуры с целью создать у себя в транспортный узел между двумя континентами и развить транзитные перевозки. Президент АО НК «Казахстан Темир Жолы» Аскар Мамин отметил, что казахстанская сторона рассматривает Китай как стратегического партнера для развития транспортной инфраструктуры. Выдвинутая китайской стороной концепция о строительстве Экономического пояса Шелкового пути удачно совпала с государственной стратегией Казахстана по развитию транзитных перевозок, что придало новый импульс расширению транспортно-коммуникационных возможностей государства.

Китайский Синьцзян-Уйгурский автономный район и Казахстан уже соединены железной и автодорогами, авиасообщением, нефте- и газопроводами и сетями связи. В Синьцзян-Уйгурском автономном районе насчитывается 15 пограничных переходов, 7 из которых расположены на китайско-казахстанской границе. Строящийся китайско-казахстанский Международный центр приграничного сотрудничества «Хоргос» является крупнейшим приграничным пунктом на западе Китая и одной из трансграничных зон торгово-экономического сотрудничества нового типа.

Обе страны активно продвигают сотрудничество в сфере Интернет-коммуникаций: китайские компании «Хуавэй технолоджиз», ZTE и «Чайна Телеком» принимают участие в строительстве коммуникационных сетей в Казахстане.

С 2012 по 2015 год количество транспортированных из Китая в Казахстан контейнеров увеличилось в 14 раз. В мае минувшего года была введена в эксплуатацию первая очередь проекта базы китайско-казахстанского логистического сотрудничества в порту Ляньюньган, что заложило новую модель сотрудничества в области евразийских сквозных перевозок наземным и морским транспортом, таким образом, Казахстан впервые в истории получил выход к Тихому океану. В феврале текущего года регулярный грузовой поезд, отправившийся с базы логистического сотрудничества в Ляньюньгане, прибыл в Алматы, создав новую веху в истории двустороннего взаимодействия.

В настоящее время полным ходом ведется строительство транспортного коридора «Западный Китай — Западная Европа», проходящего через территории Китая, Казахстана и России. По предположениям, после ввода в эксплуатацию данный коридор значительно улучшит транспортную взаимосвязь между двумя континентами.

Новый потенциал двустороннего сотрудничества

Казахстан отличается сравнительно развитой инфраструктурой, стабильной политической ситуацией, относительно быстрым экономическим развитием и богатыми залежами природных ископаемых, однако структура его экономики остается однородной: легкая промышленность, машиностроительная и электротехническая промышленность и производство товаров широкого потребления пока неразвиты. Чтобы изменить структуру экономики, казахстанское правительство неизменно стремится к осуществлению экономической трансформации и прилагает неустанные усилия по улучшению инвестиционного климата для привлечения иностранных капиталовложений.

К настоящему времени общий объем инвестиций Китая в Казахстан превысил 26 млрд долларов, превратив КНР в его третьего по величине крупнейшего инвестора. Следует отметить, что Казахстан является крупнейшим в Евразии объектом китайских инвестиций.

В настоящее время в Казахстане действуют более 700 предприятий и фирм с китайским и совместным капиталом Китая и Казахстана, включая Китайскую нефтегазовую акционерную компанию/CNPC/, Китайскую нефтехимическую корпорацию «Синопек», Банк Китая и Китайский промышленно-торговый банк.Все эти предприятия создали десятки тысяч рабочих мест для местного населения.

Испытывая влияние вызовов мировой и региональной ситуации, казахстанская экономика также столкнулась с некоторыми сложностями. Стремление страны к укреплению торгово-экономических контактов и промышленного сотрудничества с азиатско-тихоокеанскими странами, в том числе с Китаем, становится все более насущным. Инициатива о строительстве Экономического пояса Шелкового пути и Морского Шелкового пути 21-го века позволит значительно ускорить темпы расширения сотрудничества между КНР и Казахстаном.

В конце прошлого года премьер Госсовета КНР Ли Кэцян посетил Казахстан с визитом. В ходе визита стороны достигли стратегического консенсуса по развертыванию сотрудничества, опирающегося на строительство проектов в рамках «один пояс, один путь», подписали более 30 соглашений по сотрудничеству на общую сумму 14 млрд долларов. Согласно документам, Китай окажет Казахстану помощь в создании 15-20 перерабатывающих предприятий. Стороны также достигли договоренности по сотрудничеству в области строительства инфраструктуры, переработки химических продуктов, строительных материалов и совместного владения заводами. В ходе недавнего визита премьер-министра Казахстана Карима Масимова в КНР стороны подписали более 30 документов о сотрудничестве в области металлургической и сталелитейной промышленности, промышленности цветных металлов, производства стекла, перегонки нефти, гидроэнергетики и машиностроения, общая сумма этих соглашений превысила 20 млрд долларов. —0—

Добавить комментарий